Богословие православной иконы

Наши иконы

Библиотека православной литературы

Православная литература

Иконы на заказ, заказать икону

Православие в Интернет

 

 

 

 

Контакты и реквизиты прихода Церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Посмотреть фотографии

нашего Храма

Была такая церковь

Из истории села Турдаково

Село Турдаково впервые в переписных книгах Симбирской губерния упоминается в 1971 году. Тогда в деревне насчитывалось 12 дворов.

Профессор А.А.Гераклитов полагал, что Турдаково было образовано выселенцами из той деревни, что по писцовой книге 1624-1626 rr. называлась Новая Тургакова, владевшими поместным Кшелейским полем на Мене.

И.Гераклитов считал, что образование деревни Турдаково произошло до 1650 г., т.к. в этом году жители Турдаково полюбовно размежевались с Селом Чотвертаковым, принадлежавшим тогда Алатырскому Троицкому монастырю.

Оклад платежей е 1671 году был установлен для деревни а таких размерах: медом 1,5 пуда, хлебом 12 юфтей, деньгами 4 рубля 29 алтын. Потом деревня стала называться Одоевскими Турдаками. А история эта такова.

Южный конец улицы, что тянулась вдоль большой дороги, и все пустыри вплоть до Миюсского оврага раньше занимало большое русское Село Одоевщина, а по ту сторону оврага широко раскинулась деревня Карауловка. В центра этих трех сел возвышались хоромы помещицы Веры Александровны Ланской.

Она была в родственных связях с Петром Петровичем Ланским (за которого второй раз вышла замуж Наталья Николаевича Пушкина (жена великого поэта) и с Сергеем Степановичем Ланским - министром внутренних дел России. Вера Александровна была старой девой. По рассказам, которые передавались из поколения в поколение, отношение барыни к своим крепостным крестьянам было хорошее. Крестьян своих работой не изнуряла, розгами не била, принудительно девок-крестьянок замуж не отдавала, оказывала денежную помощь при стихийных бедствиях безвозмездно. В солдаты самовольно, без согласия стариков-крестьян, тоже не отдавала.

А вот что для своих крестьян Вера Александровна построим тогда церковь Рождества Пресвятой Богородицы, это факт.

Церковь строили 12 лет: начали в 1826 году и закончили в 1838 году. Строили мастера из Москвы. Эта церковь представляла по богатству убранства редкое великолепие. Серебро и золото во время богослужений сияли. Иконы работы замечательных мастеров производили величественное впечатление.

Старики помнили, что одна икона была украшена тончайшей резьбой по слоновой кости, причем каждая деталь её представляла собой целую картину на библейские темы. На эту церковь Вера Александровна израсходовала 300 тысяч рублей. По тем временам это были огромные деньги Эта уникальная церковь была разрушена в 30-е годы ХХ столетия. И ее уже больше не восстановить!

Умерла Вера Александровна примерно в середине XIX века и была похоронена в специально для нее построенном склепе при церкви. Но пролежала она здесь недолго вскоре останки ее увезли в Москву, а в ее доме поселился новый хозяин - помещик, граф Михаил Сергеевич Ланской, который был по характеру совершенно противоположным Вере Александровне.

Ленской был человек вдовый и крутого нрава. Он решил, что крестьяне при Вере Александровне слишком распустились, и начал чинить суд и расправу над ними.

Начались жестокие порки по каждому малейшему поводу и без повода. Например, задаст урок бабе: напрясть к утру столько то пряжи и, боже ее сохрани, чтобы не выполнить задание! Запорет.

Как вдовец, ведший холостяцкий образ жизни, Ланской был большим любителем женить своих крепостных. Как понравится ему в каком-либо селе девка, так сейчас замуж. И не смей воспротивиться! Запорет. Сохранился в поколениях рассказ о Вареньке болящей из Суподеевки. Была у неё фамилия Курняева, но отчество установить не удалось. Рассказывают, что красивая это была девушка, и барин решил отдать ее замуж за не милого ей жениха, хотя у нее был жених хороший и примерный. Варя Курняева выйти за немилого жениха наотрез отказалась. Когда об этом доложили Ланскому, то барин пришел в ярость.

Ланской подверг ее жесточайшей экзекуции. Ее секли розгами до тех пор, пока она не смогла уже встать со скамьи. Варя была не только поругана и искалечена физически, но и нравственно. Она не могла уже вылечиться от полученных ран, впала в тихое помешательство и до смерти оставалась Варей-болящей, всегда вызывавшей сочувствие людей.

Помнил еще народ и казачка Ланского - Васю Лесина - верного барского холопа. Облюбовал Вася на Одоевщине девушку Пашу Бутусову и заявил своему повелителю,
что хотел бы жениться. Барин одобрил его желание, но девушка отказала сватам. Тогда Вася пожаловался барину, и тот приказал своему бургомистру вызвать палача для очередной экзекуции. Девушке не захотелось повторить учесть Вареньки, и она сдалась, Свадьбу оптировали а барском доме, и Ланской увел ее к себе.

Вася своей жены так больше и не видел. Собственно, она была рядом, под одной крышей, но в распоряжении барина. Вася с горя запил и скоро умер. Сохранился рассказ старика Матвея Володина. В молодости Матвей любил ходить на охоту.

Однажды Ланской позвал его с собой на охоту.  Отошли версты четыре от поместья, дело было зимой, поле было занесено снегом, и им надо было проходить по звериному следу через бурьян, где раньше была какая-то хозяйственная постройка с развалившимся глубоким колодцем. Вдруг барин исчез. Оказалось, что он попал в этот колодец, запорошенный снегом.

Матвей спас из колодца барина, и тот отблагодарил его за это: когда пришли домой, барин приказал всыпать Матвею 25 розг за то, что он не предупредил его об этом заброшенном колодце. Накануне отмены крепостного права Лакской продал имение очень, богатому Ивану Чарпкову, проживающему тогда в деревне Сосуновке Ардатовского уезда, а сам уехал в Москву.

 

Контакты и реквизиты прихода Церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Посмотреть фотографии

нашего Храма

 

Карта сайта

Как с нами связаться

полезные ссылки